Об автореподробнее
Родился: 28 мая 1925 г., Харьков, СССР
Умер: 30 июля 2019 г., Москва, Россия

Юрий Борисович Борев — советско-российский литератор, критик, сатирик. Доктор наук, филолог, философ, профессор. Главный редактор журнала «Академические тетради». Член союзов писателей и кинематографистов, президент Независимой академии эстетики и свободных искусств. Автор более 50 монографий и 550 научных статей по проблемам эстетики, культурологии, теории и истории искусства и литературы, методологии критики, семиотики и герменевтики искусства, рецептивной эстетики, риторики, поэтики и аксиологии, изданных во многих странах на 41 языках общим тиражом около 2 млн. экземпляров.

Родился в Харькове в семье юриста Бориса Семёновича Борева (наст. фамилия Кауфман), профессора…

Юрий Борисович Борев — советско-российский литератор, критик, сатирик. Доктор наук, филолог, философ, профессор. Главный редактор журнала «Академические тетради». Член союзов писателей и кинематографистов, президент Независимой академии эстетики и свободных искусств. Автор более 50 монографий и 550 научных статей по проблемам эстетики, культурологии, теории и истории искусства и литературы, методологии критики, семиотики и герменевтики искусства, рецептивной эстетики, риторики, поэтики и аксиологии, изданных во многих странах на 41 языках общим тиражом около 2 млн. экземпляров.

Родился в Харькове в семье юриста Бориса Семёновича Борева (наст. фамилия Кауфман), профессора Всеукраинской ассоциации марксистско-ленинских научных институтов, главного редактора Партиздата Украины. Мать, Софья Абрамовна Кибрик, была родом Бердичева. Оба родителя были участниками Гражданской войны.

В 1945 году Юрий Борев окончил Литературный институт в Москве, затем общий курс Московского авиационного института. Преподавал философию, эстетику, культурологию, искусствоведение, семиотику, герменевтику искусства в МГУ, Институте востоковедения, в Театральном училище им. Щукина, Московской консерватории, Литературном институте, ВГИКе и др. Защитил кандидатскую диссертацию по эстетике. С 1956 года работал в Институте мировой литературы АН СССР (ИМЛИ РАН), где около 10 лет заведовал отделом теории литературы.

В 1947 стал участником Всесоюзного совещания молодых писателей. В дальнейшем получил профессиональное признание своими трудами по эстетике, концепции личности в искусстве, а также как исследователь и собиратель фольклора. Наиболее репрезентативна из них «Эстетика» в двух томах (1997), которая опирается на материал всех видов искусства, преимущественно театра, кино, изобразительного искусства, архитектуры и литературы.

Наиболее существенными из своих работал Ю.Борев считал следующие: «О комическом» (1957), «Комическое, или О том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия» (1975), «Категории эстетики» (1959), «Основные эстетические категории» (1960), «Система эстетических категорий» (Будапешт, 1965), «О трагическом» (1960). . «Введение в эстетику» (1964) – популярное изложение целостной системы эстетических знаний. В них автором предлагается понимание эстетических категорий как целостной системы на основе принципиально нового объяснения природы эстетического и прекрасного, а эстетические проблемы рассматриваются на основе материалов живописи, театра, кино, музыки, литературы. Монография «Художественные направления искусства ХХ века» (1987) дает определение художественного направления как инварианта художественной концепции мира и личности и предлагает анализ импрессионизма, футуризма, символизма, конструктивизма, экспрессионизма, сюрреализма, экзистенциализма, абстракционизма, поп-арта, гиперреализма, концептуализма и других направлений.

Юрий Борев всю жизнь собирал то, что Пушкин называл историческими анекдотами, а сам Борев — интеллигентским фольклором. На основе этих материалов вышел ряд книг, которые автор снабдил теоретическими предисловиями. В этих книгах теоретически обосновывается понятие интеллигентского фольклора: в обществах, где интеллигенция не могла доверить бумаге свой жизненный опыт, возник целый пласт культуры – интеллигентский фольклор, дающий альтернативную по отношению к созданной документами картину истории. В том числе «Сталиниада», мемуары "по чужим воспоминаниям" с историческими анекдотами и размышлениями автора, выдержали 7 изданий на русском языке, а также вышли на немецком, итальянском, японском, польском, болгарском, сербском и др., общим тиражом около 2 млн экз.

Ю. Борев читал лекции и доклады в Иенском университете и берлинском Университете им. Гумбольдта (по теории литературы), в Сорбонне и Колумбийском университете, Рижском университете (по культурологии, по теории гротеска), во Французском национальном центре научных исследований (СNRS) (доклад «Генезис литературного текста»), в Софийском университете (по структурализму), в Сантакларском и Гаванском университетах (по семиотике и герменевтике). Участвовал в международных конгрессах по эстетике (в Афинах, Амстердаме, Дармштадте, Дубровнике, Ноттингеме, Мадриде), а также в других международных встречах по проблемам культурологии, искусствоведения, фольклористики (в Будапеште, Берлине, Гаване, Дели, Москве, Екатеринбурге, Ташкенте, Душанбе, Киеве, Петербурге, Париже, Хельсинки и др.).

Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Сталиниада
3.5
Сталиниада